Вівторок, 26.11.2024, 20:42
Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Березень 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Наш опрос
Як часто вам доводиться розживатися на хабарі?
Всього відповідей: 28
Мини-чат
Главная » 2009 » Березень » 6 » Неравная схватка власти со студентами
Неравная схватка власти со студентами
14:48

Секретарь Координационного совета по вопросам молодежной и образовательной политики Украины Антон Дмитриев раскритиковал ситуацию со стипендиальными выплатами и популизм отдельных молодежных лидеров

Когда министр образования и науки Иван Вакарчук рассказывает о достижениях своего ведомства, только ленивый не вспоминает чудовищных злоупотреблений именно этого ведомства. Однако сейчас коррупция отходит на второй план, освобождая место проблеме задержек и невыплат стипендий, что является уголовным преступлением. Но и тут возникают два извечных вопроса: кто виноват и что делать? Попробуем разобраться.

На сегодняшний день в высших учебных заведениях Украины, которые обучаются более 2,5 млн. молодых людей, из которых более 1,10 млн. – студенты, которые обучаются за средства государственного и местного бюджетов. Почти 850 тысяч студентов получают стипендии, причем большинство – обычные академические, а отдельные категории студентов – социальные и именные. При начислении стипендий учитывается, прежде всего, успеваемость конкретного учащегося, поэтому студенты-отличники получают на 60 гривен больше, чем их сверстники с худшей успеваемостью.

Социальные же стипендии назначаются студентам, которые нуждаются в социальной защите со стороны государства даже в тех случаях, когда по результатам обучения не назначена академическая стипендия. К таким категориям относятся прежде всего студенты из числа детей-сирот; детей, лишенных родительской опеки; лица, которым гарантируются льготы при начислении стипендий согласно Закону Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы"; инвалидам с детства и инвалидам І – ІІ групп; студентам, которые имеют семьи с детьми.

Если посчитать по минимуму, так как ни Госкомстат, ни Министерство образования не дают точных цифр студентов-бюджетников и льготников по категориям, то получится, что только за один месяц государство должно тратить 592 миллиона гривен на выплату обычных академических стипендий. Умножив эту цифру на 12 месяцев, мы получим сумму, превышающую 7 миллиардов гривен, тогда как в госбюджете на нынешний год предусмотрена сумма в 10 миллиардов на все финансирование системы высшего образования, включая расходы развития. В действительности же, не учитывая именных стипендий, сумма выплат должна составлять не 7 миллиардов, а сумму порядка 12 млрд., учитывая льготные категории и отличников. Такого, конечно, в бюджете не предусмотрено, поэтому задержки со стипендией были и еще будут.

Прямой вины Минобразования в недофинансировании нет, если не учитывать обычного занижения количества стипендиатов ради освобождения средств для достройки собственных дач, покупки машин и отдыха за рубежом. Однако Министерство, как центральный орган исполнительной власти в области науки и образования, должно было настоять на реалистичном бюджетном финансировании образования.

Теперь немножко о цифрах, более приземленных. Ни для кого не секрет, что даже 7 млрд. грн, упомянутые выше, являются огромной суммой, которую при спаде производства и финансовой нестабильности трудно изыскать. Эта гигантская, но все равно далекая от реальности цифра, возникла в результате невиданного размаха щедрости государства по отношению к студентам. Стоит ли говорить теперь о дутости и наигранности этой щедрости, которая выливается теперь в невыплаты стипендий и их задержки, поднятии среднего балла и нарушениях законодательства. Деньги, которые выплачивали студентам с 1 сентября 2008 года и продолжают выплачивать на сегодняшний день, не подкреплены экономическим ростом государства и реальными деньгами. Повторяется печальная история середины 90-х годов, когда зарплаты достигали сотен тысяч и миллионов карбованцев. Каждая вторая гривна в стипендии 2009 года является неподтвержденной экономикой, а, следовательно, "пустой". Это – непосредственная вина разработчиков госбюджетов на 2008-2009 годы, которые предпочли реальным цифрам и экономической целесообразности свой непрофессионализм и амбиции, и в результате этого были вынуждены уйти из правительства. Также стоит заметить, что общий индекс потребительских цен вырос за год на 22,3%, а стипендии – на 353%. И все бы ничего, если бы эти 353 процента были подкреплены соответствующим ростом экономики и промышленности, товарной, а не денежной массы. На самом же деле, по информации Госкомстата, только падение промышленного производства составило в 2008 году более 3%, и в одном только декабре прошлого года – 24,9%. Поэтому не приходится говорить о том, что стипендии сейчас платить не из чего.

Задержки со стипендиями происходят еще и из-за того, что руководители вузов часто забывают о продолжающемся падении уровня экономики и продолжают использовать средства, предназначенные для выплат стипендий, не по назначению. По давно сложившейся традиции контролирующие органы молчат, а вереница отсутствующих уголовных дел, которая уже должна была бы быть против ректоров вузов, говорит о преступном сговоре руководства отдельных руководителей вузов и министерств, которым подчинены те или иные вузы. Констатировать факты невыплаты и задержки средств, "игры" с начислением стипендий и повышения средних баллов могут простые обыватели, но когда то же самое делают ответственные чиновники министерств и ведомств – это профнепригодность, если не сказать больше. Уголовный кодекс Украины еще никто не отменял, как никто не отменял и соответствующих статей. Неужели в МВД, органах прокуратуры и СБУ нет людей, которым нужны дополнительные звездочки на погоны? Ведь сегодня ситуация располагает к тому, что количество возможных уголовных дел может подарить новые звания не одной сотне работников правоохранительных органов.

Что же касается размера стипендий, то тут нужно без "слез и соплей" признать, что украинская экономика не потянет и дальше выплаты 530 гривен академической стипендии. Заблуждаются те студенческие лидеры, которые считают хорошей тенденцией увеличения выплат при уменьшении реальных доходов населения и спаде экономики. Все заявления о том, что нужно сохранить и размер стипендий, и средний балл для их получения являются не чем иным, как обычным популизмом и неспособностью правильно оценить ситуацию, в которой находится не конкретный вуз или регион, а страна. Студентам и их лидерам нужно найти в себе силы и признать, что при сохранении нынешнего размера стипендий будет невозможно сохранить их для всех студентов. Таким же неправомерным и бесчеловечным является повышение среднего балла, благодаря чему вузы в обход законодательства обделяют многих талантливых студентов, которые не являются сплошь отличниками. Выход напрашивается сам собой: необходимо в интересах студенчества и государства пойти на такой непопулярный шаг, как сокращение размера стипендий. Экономически обоснованный размер стипендий на сегодняшний день составляет 250-270 гривен, а не 530-590. Такой размер стипендий будет стимулировать студентов искать работу и полагаться на собственные силы, а не государство. А сегодняшние выплаты вырабатывают иждивенческую позицию, благодаря чему многие студенческие лидеры просто вопят о недопустимости уменьшения стипендий, не понимая, что вскоре со стипендией 530 гривен хлеб может достигать в цене 15 гривен. Этого популисты и псевдолидеры понять не могут, как не могут понять и проблем с экономикой Украины. Им до сих пор, наверное, мерещатся миллиарды "Криворожстали". Однако сейчас пришло время откровенно сказать широким слоям студенчества без обиняков и приукрашиваний: страна не может обеспечить непомерные стипендиальные выплаты. Нужно все силы направить на стабилизацию и подъем экономики, прежде всего промышленности и строительного сектора, а не социальные выплаты. Еще раз повторюсь – стипендия 250-270 гривен является вполне нормальной и только создает условия для дальнейшего профессионального самоопределения.

Следующим шагом на пути сохранения средств госбюджета является диверсификация выплат стипендий. Это значит, что студентам, проживающим в общежитиях и из отдаленных регионов стипендия должна выплачиваться в полном объеме, а проживающим дома и с семьями – сократиться на две трети. Таким образом, это позволит сократить диспропорцию в социальном и материальном обеспечении студентов, ведущих самостоятельную жизнь, и иждивенцев. Конечно, на воплощение такого шага в жизнь должна быть государственная воля ответственных чиновников и потенциал для контроля возможных финансовых махинаций на этой почве. В итоге студенты будут уравнены не только в обязанностях, но и в правах и возможностях.

Указанные шаги позволят не только предотвратить невыплату стипендий и их задержку, но и дать дополнительные ресурсы на восстановление реального сектора экономики и поднятие уровня жизни граждан.

Источник: Молодежная правда
Просмотров: 728 | Добавил: Дашко_Квач | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: